"Совет родителей"

logo new

 

"Совет родителей"

sovet roditeley

стоп коррупция

Общая характеристика ситуации на начало периода реализации программы.

Родители почти всех школьников и дошколят в России знают: к началу каждого учебного года нужно приготовить сумму на неизбежные расходы. Наверняка на первом же собрании им предложат сдать деньги если не на охрану и ремонт, то на покупку развивающих пособий или учебников и прочие нужды класса. Но по закону детсады и школы в России обязаны бесплатно предоставлять все, от учебных материалов до оборудованных кабинетов. На это ежегодно из бюджетов всех уровней выделяются миллиарды рублей. Неужели поборы в детсадах и школах - неизбежное зло? Или этому можно противостоять?

Кто в школе главный известно даже первоклашкам. Конечно, директор. Он – стратег и тактик, на его плечах решение множества организационных вопросов, в том числе – постоянные поиски источников финансирования.

Но разве может один человек быть в ответе за все и всех? Вопрос спорный. Однако, даже самому крепкому администратору не помешают добровольные помощники. Тем более, когда дело касается денег, материальной ответственности. Тот же директор имеет право расходовать лишь бюджетные средства. Но их не хватает на элементарные вещи! Выручает спонсорство, благотворительность. Но тут – темный лес с оформлением, налогами, законностью проведения «сделок». Здесь и пригодятся помощники – Попечительский совет школы.

В прошлом в попечительские советы гимназий и лицеев входили «сильные мира сего» – представители купеческого сословия, дворяне, губернаторы и чиновники высшего ранга. У них была реальная возможность влиять на происходящее в «подшефных заведениях». И содействовали они не только материально – следили за качеством образования, поощряли одаренных детей, привлекали внимание общественности к учебным проблемам.

А что сейчас? Увы, ситуация не такая безоблачная. Крупные организации, серьезные спонсоры, известные деятели обычным школам помогают «со скрипом» финансируют среднее образование вяло. И причина не в том, что не хотят – слишком много нужно преодолеть на этом пути бюрократических препон, формальностей! Купить стулья, парты в классы – и то проблема. Предприниматели ждут, пока будут приняты целевые программы помощи – с льготным налогообложением, продуманной правовой основой. С другой стороны, сами директора школ, администрация часть полномочий общественным советам уступать не спешат.

Актуальность и значимость данного проекта.

С проблемой поборов в России сталкивается практически каждая семья, отправившая ребенка в детский сад или школу. Но многие понятия не имеют, за что платить действительно нужно, а в каком случае с них не имеют права требовать деньги. Проект «ПОБОРАМ НЕТ! Поможет Попечительский Совет!» поможет родителям разобраться в этом вопросе.

В сентябре 2017 года Общественная палата Ульяновской области, которая организовывала "горячую линию", проводила исследования с целью помочь родителям разобраться, за что изначально не должны платить родители ни дошколят, ни школьников. И вот мы выяснили, что самые распространенные виды школьных поборов - это деньги на покупку рабочих тетрадей и учебников, ремонт и охрану школы, а чуть менее популярен сбор денег на покупку парт, штор и озеленение территории.

Проект «ПОБОРАМ НЕТ! Поможет Попечительский Совет!» - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на привлечение родителей к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению. Проект способствует участию родителей в проведении на территории Ульяновской области единой государственной политики в области противодействия коррупции.

Поборы в школе — эта тема на протяжении многих лет  продолжает оставаться актуальной в СМИ. Хотя поборы в школах  и незаконны, но они существуют и их сумма постоянно растет. Родителей просят сдать деньги на учебники, охрану, ремонт и многое другое. В основном все подчиняются негласным правилам и приносят в школу очередную сумму. Лишь немногие пытаются разобраться. Попробуем и мы…

Школа обязана публиковать перечень видов деятельности, которые осуществляются бесплатно, то есть за государственный счет, а также обязана опубликовать то, что осуществляется платно. Всю информацию о платных кружках и секциях школа обязана разместить на сайте и указать стоимость, которая не может меняться в течение года.

Школа не имеет права предлагать платные занятия по предметам, предусмотренные стандартом. Например, заставлять родителей скинуться на лишний урок по математике или иностранному языку. А если такие занятия предлагаются в качестве развивающих, то они должны выходить за рамки обязательной программы и проводиться не по школьным учебникам.

По данным Рособрнадзора, больше всего нарушений в школах связано с платными занятиями. К ним нет ни учебных курсов, ни планов, ни даже четкого расписания. Стоимость, как правило, тоже умалчивается. Поэтому, записывая своего ребенка в кружок, есть смысл сразу же поинтересоваться стоимостью занятий.

На что школа не имеет права брать деньги:

— на учебники;

— на ремонт;

— на покупку мебели, замену окон, дверей;

— на благоустройство территории, в том числе на покупку рассады, саженцев;

— на приобретение музыкальных инструментов и спортинвентаря;

— на занятия, которые предусмотрены федеральными стандартами;

— на покупку компьютеров, других наглядных пособий, включая игры и игрушки;

— на оплату труда уборщицы.

Главное — помнить, что в муниципальном образовательном учреждении требовать деньги с родителей никто не имеет права. Любые внештатные сборы средств — необязательные платы, которые вы можете не платить.

Ну, а если вы устали от бесконечных поборов в школе обратитесь к руководству учебного заведения за разъяснением и потребуйте письменный ответ. Если ситуация не изменится, с соответствующим заявлением идите в городское управление образования.
В крайнем случае, обратитесь в прокуратуру. Если вы боитесь, что, на вашего ребёнка будут оказывать моральное давление в школе, в заявлении в прокуратуру можно высказать просьбу не разглашать информацию о заявителе.

Цели и задачи проекта.

ЦЕЛЬ: привлечение родителей к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению. Противодействие коррупции в образовательных учреждениях Ульяновской области - антикоррупционное просвещение родителей.

Задачи проекта:

*Профилактика коррупции посредством формирования в образовательных учреждениях Ульяновской области Попечительских Советов и их регистрации в качестве некоммерческой общественной организации.

*Выявление и пресечение коррупционных преступлений в образовательных учреждениях Ульяновской области посредством размещения на сайте Ульяновские родители (ulro.ru) специального раздела #поборамнет

Именно у родителей в Чердаклинском районе возникло много вопросов по антикоррупционному просвещению.

Родительское собрание для школ Засвияжского и Ленинского районов города Ульяновска. Собрание проходит на базе одной из школ с участием председателей родительских комитетов всех школ района. Засвияжский и Ленинский районы города Ульяновска выбраны потому, что из этих школ больше всего обращений от родителей о поборах в школах и садиках.

Тема родительских собраний – антикоррупционное просвещение, и создание Попечительского Совета в образовательном учреждении – единственная законная форма сбора денежных средств, в помощь школе или садику.

В этом случае деньги переводятся на счет юридического лица. В принципе, там бухгалтерия прозрачна, потому что с юридического лица уже можно потребовать некий отчет о расходовании этих средств.

Представители Министерства образования дадут родителям разъяснения по поводу приобретения рабочих тетрадей.

(Бесплатные учебники - да, а вот рабочие тетради – нет: они относятся к вспомогательным учебным материалам, и их приобретение тоже является добровольным).

Родители получат ответы на вопросы: «А должны ли родители сдавать деньги на охрану, или все-таки государство должно обеспечивать безопасность детей и в дошкольных, и в школьных учреждениях?»

Будет предложена новая форма работы родительских комитетов в школе и в детском саду, будет затронут вопрос школьной формы. И, конечно, совершенное безобразие, когда форму заставляют покупать у одного и того же производителя, поскольку здесь не исключена заинтересованность, и получается, что у родителей нет выбора. Здесь проблему можно решить через переговоры с директором или с администрацией

А что делать людям, которые противостоят всему родительскому коллективу конкретного класса или группы? Искать компромиссы.

А насколько легко внушить другим родителям мысль, что "мы не должны за это платить, не нужны нам эти ковры"? Другие родители могут быть уверены в своей правоте и точно так же считать, что они действуют в интересах своих детей. Вот, допустим, стоят старые рамы, из которых очень сильно дует, и около них сидит весь первый ряд. Одна часть родителей считает, что их дети закаленные, ничего им не будет, а вторая часть - что они всю зиму будут болеть.

А почему бы не пойти в Департамент образования и не добиться ремонта? Такая возможность есть, но, скорее всего, проблема будет решена в лучшем случае через полгода. При этом можно добиться и возмещения средств, если попробовать получить консультацию юриста и найти способ официально это оформить. Но нужно иметь в виду, что любые бюджетные деньги быстро не приходят.

То есть родителям нужно сами проявлять активность, и тому человеку, который протестует против поборов, нужно первому подать пример того, как в данном случае обойтись без них?

Да! И еще найти какой-то более-менее понятный всем путь и убедить других в его справедливости.

Попечительский Совет, как более четкая и логичная система сбора денег позволит родителям как-то встраивать в нее и свои запросы, и контролировать расходование средств. Кроме того, у родителей всегда есть желание, чтобы школы были получше.

Механизм управления реализацией программы.

Механизм реализации Программы является инструментом организации эффективного выполнения программных мероприятий и контроля достижения ожидаемых конечных результатов.

Руководитель проекта контролирует каждый из этапов. Обеспечивает эффективность выполнения промежуточных качественных и количественных показателей проекта.

Итогом всех этапов проекта являются контрольные точки, имеющие качественные и количественные показатели.

Информационное обеспечение проекта и функцию взаимодействия всех участников проекта выполняет руководитель проекта.

Его деятельность направлена на решение каждой из поставленных задач.

Выбор мероприятий обеспечивает логическую цепь образовательных и мотивационных действий для достижения цели проекта и его показателей.

Руководитель проекта отвечает за подготовку материалов, присутствие родителей на собраниях и за приглашение экспертов из Министерства образования и науки Ульяновской области.

Руководитель проекта обеспечивает оперативную публикацию материалов на сайте организации, составляет техническое задание по редизайну сайта.

Руководитель проекта - Малышева Елена Николаевна - Председатель Правления УРОО "Совет родителей".

Ожидаемые результаты реализации Программы.

Результаты антикоррупционного просвещения родителей:

Для детей – реализуется гарантированное право на получение качественной образовательной услуги.

Для родителей – у них сформируются компетенции, необходимые для выстраивания эффективной работы Попечительских советов.

Для педагогов – появляется надежная форма взаимодействия с родителями.

Для чиновников – осуществляется комплекс мер противодействия коррупции в образовательных учреждениях региона.

Для общества – запускается механизм формирования негативного отношения к коррупционному поведению.

Качественные результаты.

- Программа будет способствовать выявлению имеющихся практик, пропаганде и тиражированию лучшего имеющегося опыта организации работы Попечительских Советов в образовательных учреждениях региона, по антикоррупционному просвещению родителей;

- в ходе реализации проекта пройдет изучение возможностей распространения информационных и методических материалов, используемых в процессе антикоррупционного обучения родителей;

- будут опубликованы методические пособия для родителей по созданию попечительских советов в образовательных учреждениях и их регистраци в качестве юридического лица - НКО;

- в ходе исполнения всех этапов антикоррупционного просвещения родителей его можно дополнять и корректировать по мере реализации отдельных положений и возникновения новых задач.

- у родителей сформируются компетенции, необходимые для выстраивания эффективной работы Попечительских советов.

- содержание проекта определяется проблемами современной школы и потребностями современного общества.

- проект антикоррупционного просвещения родителей составлен с учетом интересов и потребностей родителей.

- проект предусматривает обучение для родительских комитета школ и детских садов города Ульяновска, Чердаклинского района Ульяновской области.

Количественные результаты.

- Проведено родительское собрание с представителями родительской общественности школ и садиков Засвияжского района города Ульяновска – участники 100 человек.

- Проведено родительское собрание с представителями родительской общественности школ и садиков Ленинского района города Ульяновска – участников 150 человек.

- Проведено областное родительское собрание в формате видеоконференции с подключением базовых школ области – участников 250 человек.

- Изготовлены Методические рекомендации для родителей по созданию Попечительских Советов в образовательных организациях – 500 экземпляров.

- Проведено собрание в Чердаклинском районе Ульяновской области с родителями школ и садиков по созданию Попечительских Советов в образовательных организациях – частников 100 человек.