"Совет родителей"

logo new

 

"Совет родителей"

sovet roditeley

Зарождение личности, его формирование и структурирование, происходит под непосредственным влиянием комплекса социокультурных факторов. Из всех факторов социализации самым важным и влиятельным остается родительская семья, влияние которой на личностное развитие детей чрезвычайно важно. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, уровень материального благополучия и образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь подрастающего поколения. Кроме целенаправленного воспитания, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом.

Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семья является первичной социальной общностью, в которой происходит овладение инструментами самопознания, самоотношения, саморегулирования и их интериоризация. Взаимоотношения членов семьи строятся на взаимной любви, уважении, понимании и принятии, поддержке и взаимопомощи. Особую атмосферу в семье создает коммуникативная культура членов семьи. Именно от взаимного общения членов семьи зависит обогащение жизненного опыта детей, духовно-нравственное и культурно-эстетическое развитие.

Семейная среда включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания. От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития. В период школьного обучения большая роль отводиться формированию культуры чувств и ценностных отношений к миру, к окружающим, к самому себе. Особую значимость приобретает воспитание в семье уважительного отношения к родителям и прародителям.

Семья как фактор воспитания, является организатором разнообразных видов деятельности детей. Именно в семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его познавательную и творческую активность. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, одобрение, оценка, иногда – подсказка. В данной ситуации, родителям важно соблюдать разумное соотношение детской и своей собственной активности, не выполнять за ребенка то, чему он уже научился. Важно стоить взаимодействие с ребенком, развивая настойчивость, ответственность, самостоятельность, самоконтроль.

Большую роль в развитии полноценной личности в семейном воспитании имеют типы семейного взаимодействия. А.В. Петровский выделяет несколько типов отношений в семье.

- Диктат родителей негативно сказывается на формировании таких качеств, как инициативность, вера в себя, чувство собственного достоинства; ведет к формированию неадекватной самооценки, фрустрированию многих потребностей, в том числе в саморазвитии, самоутверждении, самореализации.

- Опека родителей предполагает максимальное удовлетворение потребностей ребенка и его ограждение от всех трудностей. В этом случае ребенок вырастет не приспособленным к жизни, безответственным, субъективно и объективно неблагополучным; у ребенка сформируются деспотические черты характера.

- Невмешательство – это система межличностных отношений, которая строится по принципу независимого сосуществования взрослых и детей.

- Конфронтация предполагает наличие в семье перманентного конфликта, который формируют у детей неадекватную самооценку, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности.

- Сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, общими ценностями и смыслами.

Большое значение в развитии личности ребенка имеют стили семейного воспитания.

Стиль семейного воспитания – это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении.

В современной психологии А. Болдуин выделил три стиля практики родительского воспитания – демократический, попустительский (либеральный) и контролирующий авторитарный (контролирующий).

Демократический стиль определяется высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка, ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Авторитарный стиль включает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Авторитарные родители требуют бесприкословного подчинения, жестко контролируют все сферы жизни ребенка. Такие дети растут замкнутыми, некоторые идут на конфликт с родителями.

Попустительский стиль обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания ребенка обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации в будущем юношами и девушками таких же “принципов”, либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждения от родителей.

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Родители имеют право:

- защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;

- на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;

- на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;

- на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;

- на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;

- на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;

-на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;

- выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;

- обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;

- на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;

-на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;

- проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).

Родители обязаны:

- обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;

- обеспечить детям получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении, создать условия для получения детьми общего среднего образования;

- выполнять Устав общеобразовательного учреждении;

- обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;

- содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

Семейный кодекс РФ разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.

К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:

- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);

- право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);

- право на защиту (ст. 56 СК РФ);

- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);

- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).

Одним из самых важных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье.

Материальное благополучие семьи неразрывно связано с обеспечением имущественных интересов ребенка, заботой родителей о создании необходимых условий для полноценного воспитания, образования и содержания детей.

В таких условиях обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей, установленная пунктом 1 статьи 80 СК РФ, приобретает главенствующее значение. При наличии оснований, предусмотренных законодательством, ребенок имеет право на получение содержания и от других членов семьи.

В соответствии со статьей 60 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право собственности на полученные им доходы, на подаренное или унаследованное имущество, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению названным имуществом осуществляются согласно статьям 26, 28 Гражданского кодекса РФ, с учетом объема дееспособности несовершеннолетнего.

Следует иметь в виду, что запрещается дарение от имени малолетних.

Обязанности несовершеннолетних:

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

- на участие в детском общественном объединении.

- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.

- выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

- встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство.

Литература для самостоятельного изучения

  1. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – М.: Прогресс, 1996. – 223 с.

  2. Дубровская, И.А. Права ребенка / И.А. Дубровская. – М.: ГроссМедиа. – 2008.

  3. Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России // Справочник НИИ семьи и воспитания. Изд. 2-е. М., 2001. Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=10559

  4. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский А.В. – СПб.: Речь. – 2009. – 94 с.

  5. Основы семейного воспитания / под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, –2010. – 192 с.

  6. Семейный кодекс РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.semkod.ru/#skrf (дата обращения: 15.01.2015).