"Совет родителей"

logo new

 

"Совет родителей"

sovet roditeley

Основными научными категориями личностно ориентированного подхода в воспитании являются: индивидуальность, личность, , субъект, субъектность, Я-концепция, выбор и др.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающие их от других индивидов и человеческих общностей.

Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.

Самоактуализированная личность – человек осознанно и активно реализующий стремление быть самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.

Самовыражение – процесс и результат развития индивидом присущих ему качеств и способностей.

Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.

Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом.

Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношение к себе и окружающим.

Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проверки своей активности.

Центральным понятием личностно ориентированного подхода является «личность». Попробуем развести по смыслу такие понятия, как индивид, человек, индивидуальность и личность.

Индивид мы говорим, когда речь идет о человеке как представителе вида homo sapiens.

Человек – это субъект и продукт исторического процесса.

Под индивидуальностью понимается конкретный человек, носитель психологических и социальных качеств и свойств, это неповторимый продукт личностной работы.

Личность – это социальное качество индивида, проявляющееся в общении и деятельности. Известно, что личностью не рождаются, личностью становятся. Причем «становятся» дважды. В первый раз это происходит в период «возрастной революции», когда трехлетний демонстрант выставляет свой знаменитый лозунг: «Я сам!» Второй раз, когда его сознание достигает определенной ступени развития. Говоря словами С.Л. Соловейчика, личность – самое сложное явление во Вселенной, и нельзя понять движущие ее силы в два счета, в полчаса, с одного подхода, с одного чтения.

Что же понимается под «развитием личности»? В целом под «развитием человека» понимается процесс его становления под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Таким образом, в развитии человека можно выделить естественную (по сущности природы) и искусственную (по сущности социума) составляющие. Что касается «развития личности», то в науке имеется более 100 теорий личности, каждая из которых по-своему описывает ее развитие.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность – это иерархизированная система деятельностей. Каждый возрастной этап характеризуется ведущим видом деятельности:

0-1 год – младенец – эмоциональное общение взрослого с ребенком;

1-3 года – раннее детство – предметно-манипулятивная деятельность ребенка;

3-6 лет – дошкольное детство – сюжетно-ролевая игра;

6-10 лет – младший школьник – учебная деятельность;

10-15 лет – подросток – деятельность общения (со сверстниками);

15-17 лет – ранняя юность – учебно-профессиональная деятельность.

Ведущая деятельность составляет ядро личности, а предыдущие виды деятельности уходят на периферию, становятся второстепенными. Все типы ведущих деятельностей можно разделить на две группы. Первая группа – система «ребенок – общественный взрослый», в которой происходит освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми. Вторая группа – система «ребенок – общественный предмет», внутри которой происходит освоение общественно выработанных способов действий с предметами. На протяжении жизни ребенка они чередуются.

Каждый возрастной период характеризуется возникновением личностного новообразования:

Младенчество – способность активно бодрствовать, перцептивная память.

Раннее детство – потребность в ориентировке, речь, система «Я».

Дошкольное детство – внутренняя позиция, соподчинение мотивов.

Младшее школьное детство – способность к произвольному целеполаганию.

Младший подростковый возраст – способность к идентификации.

Старший подростковый возраст – чувство взрослости, чувство первой любви.

Возрастные кризисы развития ребенка.

Семья является основным источником передачи ребёнку социально-исторического опыта, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребёнка, которая оставляет глубокий след в его судьбе, даже в тех случаях, когда он достаточно быстро обретает новую семью. Воспитание детей в условиях государственных интернатных учреждений, смена таких учреждений, позднее усыновление – этапы, травмирующие психику ребёнка, затрудняющие реализацию его потенциальных возможностей, нередко усугубляющие кризисы возрастного развития. В связи с этим стоит особо подчеркнуть важную роль замещающих родителей в протекании данных процессов, ведь от их заботы, терпения и понимания зависит безболезненное и быстрое преодоление возрастных кризисов детей.

Возрастные кризисы – это некие временные периоды в развитии детей, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Периоды длятся от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии ребёнка. Длительность кризисов и их проявления зависят от индивидуальных особенностей и тех условий, в которых находится ребёнок в тот или иной период времени. Под условиями понимается как семья, так и социальное окружение. Кризис – это процесс перехода на более сложный возрастной этап. Бытует мнение, что человек, не переживший кризис, будет испытывать сложности в дальнейшем развитии.

Рассмотрим особенности проявления возрастных кризисов детей.

Кризис новорождённости связан с резким изменением жизненных условий. Ребёнок из привычной среды попадает в совсем другие условия. Все девять месяцев он находился в утробе матери, где условия проживания достаточно комфортные для ребёнка. Во-первых, это водная среда с постоянным температурным режимом. Питание, дыхание и обмен веществ осуществляется через пуповину. При рождении всё резко изменяется. Из водной среды ребёнок попадает в воздушную. Дышать и питаться нужно самостоятельно. Новорожденный вынужден адаптироваться к новым, менее комфортным, условиям проживания.

Кризис одного года: в этот период у ребёнка появляются новые потребности. Это возраст проявления самостоятельности, и различные эмоциональные и аффективные проявления – результат или ответная реакция ребёнка на непонимание взрослых. Как раз в этот период появляется детская речь. Она достаточно своеобразна, отлична от взрослой, но в то же время она соответствует ситуации и эмоционально окрашена.

Кризис трёх лет предшествует кризису семилетнего возраста и является одним из наиболее сложных жизненных периодов ребёнка. Ребёнок выделяет свое «Я», отдаляется от взрослых и пытается построить с ними другие, «более взрослые» отношения. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский выделяет следующие характеристики кризиса трёхлетнего возраста [1].

1. Негативизм отрицательная реакция ребёнка на просьбу или требование взрослого. Эта реакция направлена не против самого действия, которое требуется от ребёнка. Она направлена на саму просьбу. Главное, что движет ребёнком в этот момент, – сделать наоборот.

2. Проявление упрямства – ребёнок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались.

3. Становление самостоятельности – ребёнок хочет все делать сам. В общем-то, это хорошо. Но всё хорошо в меру. Чрезмерное проявление самостоятельности нередко не соответствует возможностям ребёнка, что может привести к внутреннему конфликту с самим собой и конфликту с взрослыми.

4. Конфликтное поведение. Бывает, что конфликты детей с взрослыми становятся системой отношений. Складывается впечатление, что ребёнок и родитель постоянно находятся в состоянии войны. В таких случаях можно говорить о протесте-бунте. В семьях, где ребёнок один, может проявиться деспотизм. В семьях, где много детей, вместо деспотизма может проявиться ревность по отношению к другим детям. Ревность в данном случае будет расцениваться как тенденция к власти и нетерпимого отношения к младшим.

Кризис семи лет может проявиться в возрастном промежутке приблизительно от 6 до 8 лет. Так как в этом возрасте практически все дети идут в школу, то данный период связан с открытием для себя новой социальной позиции – позиции школьника. В этом возрасте самосознание ребёнка меняется, соответственно происходит переоценка ценностей.

По мнению Л.С. Выготского, на данном возрастном этапе появляется обобщение переживаний. Проявил себя ребёнок успешно или потерпел неудачу в любых из сфер своей деятельности (будь то учёба или общение со сверстниками, занятия в кружках или спортом) – формируется либо чувство собственной значимости, исключительности, либо чувство неполноценности, тревожности (см. Приложение). В результате этих переживаний возникает разграничение на внешнюю и внутреннюю жизнь ребёнка, что ведет к изменению его поведения. Появляется смысловая основа поступка. Ребёнок задумывается, прежде чем что-либо сделать, пытается оценить будущий поступок с точки зрения возможных последствий или разворачивающихся действий. Вследствие того что появляется смысловая основа действий, из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Ребёнок пытается продумать свои шаги, начинает скрывать свои переживания.

Одним из проявлений кризиса семи лет являются кривляние, натянутость поведения вследствие разграничения внутренней и внешней жизни. Все эти проявления проходят, когда ребёнок вступает в следующий возрастной этап.

Кризис подросткового возраста (пубертат) проявляется в возрасте 11-15 лет, связан с половым созреванием ребёнка. Активизация половых гормонов и гормонов роста свойственна подростку на этом возрастном этапе. Из-за быстрого роста организма у подростка могут возникнуть проблемы с сердечно-сосудистой деятельностью, с работой лёгких и т.д. Эмоционально-нестабильный фон в этом возрасте усиливает сексуальное возбуждение, которое сопровождает половое созревание.

Подростки ориентируются в поведении на образцы мужественности или женственности. Следовательно, повышается интерес к своей внешности и формируется некое новое видение себя. Данному возрасту характерны сильные переживания по поводу своей неидеальной внешности.

Одно из важнейших новообразований подросткового возраста – ощущение взрослости. Возникает сильное желание – быть или хотя бы казаться взрослым и самостоятельным. Подростки не делятся с родителями какой-либо информацией о личной жизни, часто возникают ссоры и конфликты со взрослыми. Главный круг общения в данный период – это сверстники. Интимно-личностное общение занимает главное место в жизни подростка. Данному возрасту свойственно также объединяться в неформальные группы.

Итак, мы кратко охарактеризовали особенности проявления кризисов в разные периоды развития ребёнка. Любой кризисный период оказывает влияние не только на ребёнка, но и на всех членов семьи. В это время дети нуждаются, прежде всего, в психологической поддержке взрослых.

Психологическая поддержка – это процесс:

  • концентрации взрослого на позитивных сторонах и достоинствах ребёнка с целью повышения его самооценки;

  • помощи ребёнку в избегании ошибок, веры в себя и свои собственные силы;

  • помощи при переживании неудач.

Предлагаем несколько рекомендаций для родителей, направленных на оказание психологической поддержки в кризисные периоды развития детей:

1. Заботьтесь друг о друге. Это решающий момент успеха любой семьи, требующий затраты времени, сил, настроения, души. Делайте все возможное, чтобы обеспечить счастливую жизнь близким людям.

2. Проводите время вместе. Когда у детей спросили, что, по их мнению, делает семью крепкой, в их список не вошли деньги, машины и хорошие дома. Они просто ответили: всё делать вместе. Не так важно, что вы делаете, важно, что вы делаете это вместе.

3. Уважайте друг друга. Чувствовать, что тебя уважают и ценят другие, – одна из основных человеческих потребностей. Психологи выяснили, что в крепких семьях взаимную признательность и высокую оценку друг другу дают гораздо чаще, чем в несчастливых. Будьте терпимы к мнению близких, концентрируйтесь на положительном.

4. Общайтесь друг с другом. Общение помогает сплотить семью, проговаривание проблем предотвращает семейные кризисы. Конструктивный диалог членов семьи должен войти в привычку.

5. Поддерживайте духовное здоровье. Крепкие семьи излучают душевное тепло в повседневной жизни. Существуют незыблемые ценности: честность, ответственность, терпение и др. Старайтесь жить в соответствии с ними.

Помните, что и в крепких семьях у детей возникают проблемы и кризисы. Для их преодоления необходимо позитивное мышление, искусство общения, духовные ресурсы родителей. Детям важно осознавать свою значимость и ценность в семье, а также знать, что их интересы и мнения учитывают близкие люди. Тогда любые кризисы преодолеваются быстро и безболезненно. Помните, что крепкая семья – залог успешного будущего вашего ребёнка.

Согласно концепции персонализации А.В. и В.А. Петровских личность существует в трех измерениях:

1. Интраиндивидное пространство, образованное особенностями строения темперамента, характера, способностей человека. Это то, каким человек является наедине с самим собой; это то, что мы называем индивидом.

2. Интериндивидное пространство, выходящее за рамки органического тела индивида, межличностное пространство. Это такие качества как общительность, доброта, вежливость, агрессивность.

3. Метаиндивидное пространство, перемещающее индивида за пределы его наличных «здесь и теперь» связей с другими индивидами, это существование в другом человеке, в его сознании, жизненном мире. «Жизнь – это растворение себя в других». Личность тем больше, чем в большем количестве людей она отражается, чем больше изменяет она образ других людей. Персонализация – это процесс полагания себя в другого человека, при котором человек приобретает свое инобытие в других людях.

Процесс развития личности не может быть сведен к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов личности, характеризующих индивидуальность. Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее значимой для него группой. Развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.

Выделяют три фазы развития личности:

1. Адаптация – активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Если человеку не удается преодолеть трудности адаптационного периода и вступить во вторую фазу развития, у него складываются качества зависимости, безинициативности, неуверенности в себе, что приводит к серьезной личностной деформации.

2. Индивидуализации – нарастание поиска средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Индивид мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (спортивные успехи, олимпиады). Если личность предъявляет группе свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и отвергают, это способствует развитию таких качеств как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватно завышенная самооценка.

3. Интеграции – происходит интеграция индивида со всеми его индивидуальными особенностями, ценностями, стандартами в общности. Если группа не принимает его таким, то возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая изоляция.

Возрастная периодизация развития личности.

Каждый возрастной этап характеризуется специфической социальной ситуацией развития, т. е. особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий. Соответственно существует определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять.

Развитие личности – это процесс вхождения ее в новую социальную среду. Социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: социализации (овладение общественным опытом, его присвоение), и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).

Так, в раннем детском возрасте «я в обществе» у годовалого ребенка означает проявление понимания, что есть «другие». Это адаптация на уровне освоения простейших навыков, овладение языком как средством приобщения к социальной жизни. К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром. Происходит индивидуализация, противопоставление себя окружающим, и интеграция, позволяющая управлять своим поведением, подчиняться требованиям взрослых. Важность этого периода несомненна, т.к. находясь в семье, ребенок в меру своей активности усваивает тип отношений, который в ней сложился, претворяя их в черты своей становящейся личности.

В дошкольном возрасте воспитание и развитие ребенка, начинаясь и продолжаясь в семье, с 3-4-х лет протекает одновременно в детском саду, в группе сверстников под руководством воспитателя, который становится наряду с родителями, наиболее референтным лицом. Возникает новая ситуация развития личности, детерминированный извне социальными причинами. Здесь также наблюдаются три фазы развития: адаптация как усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения; индивидуализация как стремление ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей; интеграция, обеспечивающая успешность перехода на новую ступень. К 6 годам появляется ориентация на общественные функции людей, их нормы, осознание своей принадлежности к детскому коллективу.

В младшем школьном возрасте ситуация развития напоминает предшествующую, только учительница оказывается еще более референтной для учащихся, чем воспитатель и родители. Адаптация проходит в начале первого класса к новым условиям, затем – индивидуализация в виде успехов в учебной деятельности и интеграция означает интеграцию школьника в системе «учитель-ученики», «ученики-учительница», «ученики-родители». У 6-9-летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к действительности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий. Между 9-10 годами ребенок не только осознает себя субъектом, но и вступает в широкий круг общественных отношений, учится мотивировать свою учебную деятельность чувством долга.

Специфическая особенность подросткового периода состоит в том, что вступление в него не означает вхождение в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в изменившихся условиях (учителя-предметники, новый классный руководитель). Адаптация проходит в начале пятого класса, индивидуализация в деятельности общения и в выборе увлечений (хобби). Однако успешная интеграция в одной референтной группе может сочетаться с дезинтеграцией в другой. Индивидуальные качества, ценимые в одной компании, могут отвергаться в другой, где иные ценностные ориентации. Все это тормозит прохождение фазы интеграции. В 15 лет подростка больше всего интересует самооценка и принятие его другими.

Процесс развития личности в различных группах – специфическая особенность юношеского возраста. Адаптация, индивидуализация и интеграция личности обеспечивают становление зрелой личности. От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексия своего жизненного пути, стремление к реализации себя.

Следует отметить, что для эпохи детства характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для эпохи отрочества – индивидуализации над адаптацией, для эпохи юности – доминирование интеграции над индивидуализацией. Т.о. личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в деятельности. Ведущую роль при этом играют обучение и воспитание.

Структура и направленность личности

В психологии имеются разные подходы к описанию структуры личности. Личность школьника включает:

1. Природный компонент (здоровье, задатки, тип нервной системы).

2. Социальный компонент (семья, школа).

3. Деятельностный компонент (учение, воспитание).

4. Интеллектуальная сфера (обученность, обучаемость).

5. Эмоциональная сфера (произвольность, рефлексия, лабильность нервной системы).

6. Ценностно-мотивационная сфера (терминальные и инструментальные ценности).

Обученность – уровень подготовки человека, результат усвоения им материала.

Обучаемость – это возможности человека к усвоению материала.

Терминальные ценности – ценности-цели.

Инструментальные ценности – тактические цели.

Структуру направленности личности составляют потребности, мотивы, установки, цели.

Потребности – внутреннее побуждение, нужда в чем-либо. Они бывают:

1. Психофизиологические – на биологическом уровне обеспечивают функционирование.

2. Социальные - в общении, любви, уважении.

3. Духовные – в счастье, росте, внутренней гармонии, самоактуализации.

Пирамида потребностей А. Маслоу.

А. Маслоу предположил, что все потребности организованы в иерархическую систему, в которой доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены до того, как человек осознает «высшие» потребности. Чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем ярче его индивидуальность.

1. Физиологические потребности: в пище, сне, кислороде, воде и т. д.

2. Потребность в безопасности и защите: в организации, стабильности, законе и порядке.

3. Потребность в любви и принадлежности. Маленький ребенок, например, удовлетворяет ее в семье, подросток – в семье, группе.

4. Потребность в уважении и самоуважении. Каждому человеку важно знать, что он позитивно оценен людьми, от этого возникает чувство уверенности в себе, полезности. В противном случае – комплекс неполноценности.

5. Потребность в самоактуализации, т. е. желание человека стать тем, кем он желает стать, полное использование своих способностей, талантов, личностного потенциала.

Мотивы – внутренняя побуждающая сила к деятельности.

Мотивация – весь комплекс действия разнообразных мотивов, их иерархия. Мотивы бывают осознанные (есть цель и ответ на вопрос: зачем я это делаю?) и неосознанные (нет цели).

Задание: оцените свою мотивацию по приведенной ниже методике А. А. Реана.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Инструкция. Соглашаясь или нет с ниже приведенными утверждениями, необходимо выбрать один из ответов – «да» или «нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» подразумевает как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же самое относится к ответу «нет». Отвечать следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является и наиболее точным.

1. Включаясь в работу, надеюсь на успех.

2. В деятельности я активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереально трудные.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности ухудшается.

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. В случае неудачи при выполнении задания его притягательность для меня снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я больше склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность деятельности у меня улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели.

20. Если я сам выбрал для себя задание, то в случае неудачи его притягательность только возрастает.

Обработка. Один балл получают ответы «да» на утверждения 1-3, 6, 8, 10-12, 14, 16,18-20 и ответы «нет» на 4,5,7,9,13,15,17. Подсчитывается общее количество баллов.

Выводы. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех. Если количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом, если у испытуемого 8-9 баллов – т его мотивация ближе к избеганию неудачи, если 12-13 баллов – ближе к стремлению к успеху.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека. Задача учителя – научить учащихся ставить цели и осознавать деятельность и поступки. Для этого можно задавать вопросы: «А почему ты это делаешь», «Объясни свой поступок», «С какой целью ты это делаешь»?

Со старшеклассниками полезно провести следующее упражнение на осознание своих целей и жизненных планов.

Составьте и напишите три стратегические цели своей жизни.

Напишите три цели на ближайшие 1-3 года.

Напишите три цели на ближайший месяц (день).

Проанализируйте, подходят ли тактические цели под стратегические?

В результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, возникает жизненный план личности. Жизненный план – это явление одновременно социальное и этическое. Подросток ставит перед собой вопросы «кем быть?» (профессиональное самоопределение) и «каким быть?» (моральное самоопределение). Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Для этого и нужна стыковка тактических и стратегических целей.

На пути к достижению цели у человека периодически возникают фрустрации. Фрустрации – обман, расстройство, разрушение планов.

Фрустрации – психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Внешний аспект фрустрации:

  • физические преграды (непогода, транспорт);

  • отсутствие объекта (смерть человека, отсутствие денег, документа);

  • биологические ограничения (инвалидность, болезни, ЗПР, УО, пол);

  • социальные условия (законы, правила, страх наказания).

Внутренний аспект фрустрации:

  • конфликт между потребностями (в отдыхе и в самоутверждении);

  • между потребностями и социальными нормами (я хочу работать творчески, но нет возможностей);

  • между противоречивыми социальными нормами (зарплата мала, а работать требуют творчески);

  • стремление к безупречности (чем ниже результат, тем требования выше, боязнь допустить ошибку).

Важно научиться выходить без поражений из фрустрирующих ситуаций. Для этого надо научиться самоконтролю за своим поведением. Если человек не справляется с психологическим напряжением, травмой, болезненно реагирует на события, не умеет прощать обиды, стремится контролировать то, что ему неподконтрольно, слишком высоко задирает планку перед собой, тогда возникает большая вероятность приобретения психогенных заболеваний: нарушения сердечно-сосудистой деятельности, давления, пищеварения, бессонница.

Поведение человека в фрустрирующей ситуации может быть адаптивным, которое позволяет изменить, справится с ситуацией, и неадаптивным, которое не позволяет выйти из нее. Неадаптивное поведение может быть:

1) агрессивным:

а) экстрапунитивным (гнев, раздражение, крик, физическое насилие, направленные «вне»);

б) интрапунитивным (то же самое поведение, но направленное «на себя»).

Не следует заниматься самобичеванием, жить с чувством вины тяжело, так как оно разрушает психику, подрывает силы, снижает самооценку).

2) неагрессивным, выражающемся чаще всего в уходе от проблем и деятельности.

Может произойти фиксация на неприятном событии. В этом случае следует вербализировать проблему, но не бесконечно, надо научиться забывать, отключаться, переключаться. Еще один вид неагрессивного поведения регрессия – движение назад, к ранним стадиям развития. Это могут быт истерики, капризы, слезы, угрозы, шантаж, обиды. Иногда возникает механизм подавления, при котором человек загоняет проблему вглубь, внутрь себя, но она не решена и продолжает беспокоить. Необходимо дать проговорить проблему, вывести эмоции наружу. В жизни очень важно умет преодолевать препятствия. Это можно сделать двумя способами:

1. Если человек ощущает силы в себе, то можно попробовать изменить ситуацию, решить проблему.

2. В случае, если ситуация вам неподвластна, то следует изменить отношение к ней, снизить ее значимость для себя.

Психологические защиты личности

К механизмам психологической защиты относят (по З. Фрейду):

1. Отрицание – вид психологической защиты, при котором информация, тревожащая человека, не воспринимается или отрицается сам факт ее существования.

2. Вытеснение – активное выключение из сознания неприятной информации.

3. Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

4. Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя.

5. Проекция – бессознательный перенос на другое лицо, приписывание ему собственных чувств, желаний, переживаний, мыслей, в которых человек не может себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость.

6. Отчуждение – обособление внутри сознания травмирующих человека факторов.

7. Замещение – вид защиты, в котором действия, направленные на недоступный объект, переносятся на действие с доступным объектом.

8. Репрессия – жестокое подавление сознанием нежелательных импульсов, мыслей, чувств и действий.

9. Регрессия – возврат назад, на более ранние стадии развития.

10. Сублимация – преобразование агрессивной и сексуально заряженной энергии в общественно-полезную и творческую активность (спорт, творчество).

Воля – это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Способность сознательно ставить цели, принимать решения и подчинять им свои действия. Воля выполняет как минимум две функции:

  • побудительная, обеспечивающая активность человека;

  • тормозная, проявляющаяся в сдерживании нежелательного проявления.

Существуют люди, обладающие сильной волей, умеющие преодолевать трудности и препятствия, решительные, мужественные и выносливые. Имеются слабовольные люди, нерешительные, боязливые. Крайней степенью слабоволия является абулия. Абулия – возникающая на почве мозговой патологии отсутствие побуждения к деятельности. Человек в таком состоянии не может заставить себя что-то сделать. Типичное проявление слабой воли – лень.

У человека на протяжении его жизни формируется один из двух уровней (локусов) контроля за своими действиями и поведением.

Внешний локус контроля характеризуется тем, что человек ищет причины своих неудач и поражений во внешних обстоятельствах. Например: виноват директор, что не вовремя сообщил тему; виноват транспорт, что плохо ходит; виноваты дети, что плохо учат уроки.

Внутренний локус контроля – поиск причин неудач в себе, своем поведении, особенностях характера. Например: я виновата в том, что ребята получили «тройки» за контрольную работу; я не смогла организовать детей на мероприятие. Появляется возможность исправить положение, поскольку оно зависит от меня лично.

Рекомендации по воспитанию воли:

  • Начинать воспитание воли нужно с преодоления сравнительно незначительных трудностей.

  • Формировать с детства внутреннего локуса контроля.

  • Необходимо иметь определенную цель; чем она значительней, тем больше трудности может преодолевать человек.

  • Добиться исполнения принятого решения, иначе воля дезорганизуется.

  • Организация режима дня упорядочивает время, борется с разбросанностью.

  • Занятия спортом закаляет волю.

  • Развивая волю, следует помнить о законе целесообразности: перегнув палку, можно стать упрямцем.

Самосознание. Я-концепция.

Самосознание – процесс и результат выработки человеком знания о себе (когнитивный аспект) и отношения к себе (эмоционально-ценностный аспект). Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере приобретения жизненного опыта, происходи переосмысление себя, своего места в жизни. Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношения к себе как личности. Осознание себя происходит с помощью оценок взрослых. Компонентами самосознания являются:

1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, то ощущений, вызываемых внешними предметами.

2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно проявляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…».

3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения.

4. Социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах.

Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Она включает в себя:

1) «образ Я» - представление индивида о самом себе;

2) самооценку – эмоционально окрашенную оценку о самом себе;

3) потенциальную поведенческую реакцию – те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной «Я-концепции» становятся негативное отношение к себе, непринятие себя, ощущение своей неполноценности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется. Если опыт противоречит уже имеющейся «Я-концепции», то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь сбалансированного организма. «Я-концепция» определяет и ожидания человека. В ней также запрограммировано, каким должно быть поведение человека. Если в моем «Я» жестко запрограммировано, что я хороший ученик, то я могу преодолеть свою слабость, соблазны, лень для того, чтобы подтвердить свое «Я». Однако если в моем «Я» записано, что я беспощадный, то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви вносит рассогласованность в «Я-концепцию» и рассматривается как слабость, достойная презрения. «Образ Я» одна из самых важных для личности установок. Все люди испытывают потребность в положительном «образе Я», отрицательное отношение к себе всегда переживается человеком болезненно.

«Образ Я» выступает как установка по отношению к самому себе и включает в себя три компонента:

  • Когнитивный компонент – представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.

  • Эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, самокритичность, себялюбие.

  • Поведенческий компонент – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус.

«Образ Я» включает в себя четыре составляющие:

«Я-реальное» – представление о себе в момент самого переживания.

«Я-идеальное» – представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

«Я-фантастическое» – представление о том, каким бы желал стать, если бы это было возможным.

«Я-зеркальное» – представление о том, каким меня видят другие.

Одной из составляющих «Я-концепции» является самооценка. Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Она не является постоянной, изменяется в зависимости от обстоятельств. Есть три момента, существенных для понимания самооценки:

  • Важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я», если разрыв между ними большой, то и самооценка будет низкой.

  • Человек склонен оценивать себя так, как его оценивают другие.

  • Человек оценивает успешность своих действий через призму своей идентичности.

Идентичность – это уподобление, отождествление с кем-либо, с чем-либо (объектом, группой, образцом).

Идентификация – это процесс сопоставления одного объекта с другим на основании какого-либо признака.

Литература для самостоятельного изучения:

  1. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Педагогика и психология: Учебное пособие /Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М., 2004.

  2. Калинина, Н.В., Лукьянова, М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников: Монография /Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова. – Ульяновск, 2003.

  3. Лукьянова, М.И. Моя профессия — детский психолог: практическое пособие для специалистов образовательных учреждений /М.И. Лукьянова. – М.: АРКТИ, 2007.

  4. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: опыт популярной монографии /С.Д. Поляков. – М., 2003.