"Совет родителей"

logo new

 

"Совет родителей"

sovet roditeley

Индивидуальность – это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Индивидуальность может наблюдаться на уровне высшей нервной деятельности (ВНД.) В основе психологических особенностей человека лежат свойства нервной системы. И.П. Павлов выделял 3 свойства нервной системы (НС):

1. Сила – слабость.

2. Подвижность – инертность.

3. Уравновешенность – неуравновешенность.

Сила – слабость

Слабая нервная система Сильная нервная система
1. Низкая работоспособность, быстрое истощение нервных клеток 1. Высокая работоспособность, энергичность
2. Повышенная утомляемость 2. Нервные клетки могут длительное время передавать импульсы
3. Большая чувствительность к раздражителям 3. Устойчивость к раздражителям
4. Устойчивость к монотонной работе 4. Быстрое уставание при монотонной работе
5. Высокая тревожность, внутренняя обеспокоенность 5. Низкая тревожность
6. Неустойчивость к стрессам 6. Высокая устойчивость к стрессам
7. Теряются в неожиданных ситуациях 7. Мобилизация сил в экстремальных условиях
8. Усталость в социальных контактах 8. Высокая контактность с людьми
9. Неэффективное использование времени 9. Высокая эффективность в использовании времени

Подвижность – инертность

Подвижная нервная система Инертная нервная система
1. Быстрый темп деятельности 1. Медленный темп деятельности
2. Быстрое усвоение материала и быстрое забывание 2. Медленное усвоение и длительное забывание
3. Легкость и активность в знакомствах 3. Трудности в общении, в установлении новых контактов
4. Быстрая адаптация к новым условиям 4. Трудности адаптации, боязнь незнакомых мест, людей
5. Быстрое засыпание и быстрое пробуждение 5. Медленное засыпание и медленное пробуждение
6.Быстрая речь, подвижная мимика, жестикуляция 6. Медленная речь, бедная мимика, малоподвижность
7. Быстрая переключаемость с одного вида работы на другую, хорошее распределение 7. Медленная переключаемость, плохое распределение внимания
8. Быстрое нарастание активности и быстрый спад 8. Медленное нарастание активности и медленный спад
9. Быстрая скорость реакции 9. Отсроченная реакция
10. Незлопамятен 10. Долго не забывает обиды

Уравновешенность – неуравновешенность

Уравновешенность наблюдается в случае, если сила процесса возбуждения равна силе процесса торможения. Если преобладает возбудимость, то речь идет о возбудимом типе, если торможение – заторможенный тип.

И.П. Павлов предпринял попытку связать темперамент со свойствами нервной системы.

Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

Как можно помочь слабым и инертным? Полезными для слабых по нейродинамическим свойствам детей будут следующие правила:

1. Не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа.

2. Желательно, чтобы ответ был в письменной форме.

3. Давать материал постепенно, по кускам.

4. Не заставлять отвечать новый, только что усвоенный материал.

5. Формировать уверенность в себе, в своих силах.

6. Осторожно оценивать неудачи.

7. Давать время для проверки и исправления написанного.

8. Стараться не отвлекать, не переключать внимания, создавать спокойную обстановку.

При работе с инертными детьми обратить внимание на следующие моменты:

1. Не требовать немедленного включения в работу.

2. Не предъявлять разнообразных заданий.

3. Избегать импровизации.

4. Не следует проводить опрос в начале урока.

5. Не требовать быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.

6. Не следует его отвлекать, переключать внимание на что-либо другое.

7. Нежелательно заставлять отвечать новый, только что пройденный материал.

Нарушения в личностном развитии. Акцентуации характера.

Характер – это сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств человека, в которых выражаются отношения его к окружающему миру, другим людям и самому себе. Характер – это приобретенные качества. Воспитываясь в благоприятной ситуации, у индивида формируются позитивные черты характера: целеустремленность, доброта, аккуратность, ответственность. Однако в неблагополучной ситуации развития, при неправильном воспитании у человека формируются акцентуации характера.

Акцентуация – это чрезмерное «выпячивание» в характере человека одной или нескольких черт. Это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий при хорошей устойчивости к другим. А.Е. Личко было выделено 11 типов акцентуаций.

1. Гипертимный тип.

Главная черта – повышенный фон настроения. Наблюдается высокий жизненный тонус, активность, приподнятое настроение, оптимистичность, общительность, предприимчивость. Плохо переносят дисциплину и регламентированный образ жизни, к законам и правилам относятся легкомысленно, легко переступают грань законов.

Уязвимость: ситуации, в которых подросток лишен возможности широких контактов; монотонная деятельность.

Коррекция: создание ситуаций, где бы проявлял лидерство; посещение разнообразных секций, кружков; общение в большом коллективе; частая смена обстановки, заданий.

2. Циклоидный тип.

Главная черта – беспричинная смена настроения, цикличность подъемов и спадов. В депрессивной фазе настроение понижено, упадок сил, вялость, раздражительность, интровертированность. В фазе подъема – активность, живость, легкомысленность, тяга к наслаждениям, общительность. От настроения зависят и успехи в учебе.

Уязвимость: ситуации, когда от находящегося в депрессии подростка, требуют нормального поведения.

Коррекция: подпитка оптимизмом, чтобы растянуть фазу подъема; не оставлять одного в фазе депрессии; убеждать, что фаза депрессии неминуемо сменится фазой подъема; не критиковать в депрессии.

3. Лабильный тип.

Главная черта – крайняя изменчивость настроения. Малейшие неприятности выводят из себя, погружают в мрачные переживания, а приятные события поднимают резко настроение. От текущего настроения зависит самочувствие, работоспособность, общительность, успеваемость.

Уязвимость: ситуации грубости, равнодушия к его эмоциональному состоянию, черствость окружающих; отсутствие теплых эмоциональных связей.

Коррекция: приучать в пасмурные дни искать светлые стороны (рационализировать); поддерживать малейшие успехи.

4. Астено-невротический.

Главная черта – повышенная утомляемость, раздражительность. Налицо признаки невропатии: капризность, болезненность, страхи, заикание, энурез. Плохо переносят нагрузки, ипохондричны, головные боли.

Уязвимость: ситуации, требующие мобилизации усилий, выносливости, соревнования; болезнь или смерть близких, разговоры о смерти.

Коррекция: щадящий режим; уменьшение нагрузок (физических и умственных); избегание ответственных ситуаций; отдых, укрепляющее лечение.

5. Сензитивный тип.

Главная черта – чрезмерная чувствительность и впечатлительность. С детства боязливы, пугливы, стеснительны, имели разнообразные страхи, робки, избегали бойких детей, споров. Чувство неполноценности, склонность к суицидам. Сильно переживают за отношение к ним окружающих.

Уязвимость: ситуации обвинения в непорядочности, публичные указания на его недостатки.

Коррекция: детальный разбор фактов, опровергающих убежденность в своей неполноценности; создание ситуации успеха; создание впечатления необходимости людям; отсутствие критики при людях.

6. Психастеничекий.

Главная черта – повышенная тревожность, крайняя нерешительность. Мнителен, склонен к сомнениям, трудности в принятии решения, взвешивание каждого шага. Склонен к опасениям, страхи футуристические, возникают ритуалы, самостоятельный выбор мучителен.

Уязвимость: ситуации сопряженные с проверкой, контролем.

Коррекция: заранее не пугать проверками; убеждениями снять повышенную тревожность; привлечение к спорту; пробуждать живое восприятие; фитнес; избегать ответственных мероприятий.

7. Шизоидный тип.

Главная черта – малая контактность, интровертированность. Замкнут, отгорожен, одинок духовно, любит одиночество, не любит гулянок, вечеринок. Мыслительный тип, склонен к абстрагированию, схемам, теориям.

Уязвимость: ситуации, в которых они вынуждены устанавливать контакты с большим количеством людей.

Коррекция: актерский тренинг, не останавливать, если заговорил; говорить о его хобби.

8. Эпилептоидный тип.

Главная особенность – любовь к порядку, склонность к злобно-тоскливому настроению. Энергичный тип, приверженец порядка, аффективен, характерны взрывчатость и безудержная агрессивность. Конфликтен, рано просыпается сексуальность, стремится к лидерству, не творческий человек, самолюбивый, не чувствителен к чужому горю.

Уязвимость: ситуации, требующие оперативных действий; повышение нагрузки и ответственности; переломные моменты в жизни.

Коррекция: при разговоре сначала обратить внимание на положительную сторону, потом мягко об отрицательном; приучать уходить от раздражающих ситуаций; в возбужденном состоянии искать уединения; избегать опьянения; дать лидерский пост, но большее время на котором он уделял бы бумагам.

9. Истероидный тип.

Главная черта – безграничный эгоизм и «жажда признания». Артистичны, стремятся любой ценой добиться внимания к себе, восхищения, удивления, сочувствия. Не переносят безразличия и равнодушия. Увлечения эгоцентрические, склонны к демонстративным побегам, к суицидальному шантажу. Самооценка завышенная, обидчив, добро может сделать, но на виду у группы.

Уязвимость: ситуации, в которых на подростка не обращают внимания или разоблачают во лжи.

Коррекция: дать возможность проявить себя в делах, а не в выдумках; демонстрации должны быть осуждены и не получено, что требовал в капризе; показывать невыгодность фантазий.

10. Неустойчивый тип.

Главная черта – безволие, внушаемость. Легко поддаются чужому мнению, «плывут» по течению, слабохарактерны, нет силы воли, не имеют положительных целей. Часто попадают в дурные компании, бросают учебу, начинают курить, выпивать, сближаются с правонарушителями, употребляют наркотики, убегают из дома. Ленивы, неаккуратны, не испытывают высших эмоций.

Уязвимость: ситуации бесконтрольности, отсутствие внешнего контроля, отсутствие наказания за проступки.

Коррекция: твердый контроль, руководство; строгий режим, страх наказания; полезно пребывание в закрытых учреждениях.

11. Конформный тип.

Главная черта – постоянная конформность привычному окружению. Ориентируются не на себя, а на нормы и ценности своей группы. Подчиняются давлению среды, не имеют собственных мнений и интересов. Часто попадают в дурные компании, отрицательно относятся к любым переменам в жизни, испытывают неприязнь к чужакам.

Уязвимость: ситуации смены стереотипов; новые люди с новыми идеями; ситуации выбора самостоятельных решений.

Коррекция: запрашивать мнение последним; показывать невыгодность слепого подчинения.

Литература для самостоятельного изучения

  1. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М., 2003.

  2. Лукьянова, М.И. Моя профессия — детский психолог: практическое пособие для специалистов образовательных учреждений /М.И. Лукьянова. – М.: АРКТИ, 2007.

  3. Лукьянова, М.И. «Трудные» дети. Способы эффективного взаимодействия /М.И. Лукьянова. – Ульяновск, 1993.