"Совет родителей"

logo new

 

"Совет родителей"

sovet roditeley

psiholog Ответы на вопросы, касающиеся воспитания детей дома, были подготовлены ведущим специалистом Центра коррекционной и семейной психологии, старшим преподавателем кафедры психологии и педагогики, кафедры клинической психологии, психоневрологии и психиатрии УлГУ Губкиной Светланой.                                        

 

"Как правильно вести себя с ребенком во время возрастных кризисов (переходный возраст)?"

Возрастные кризисы развития – явление сложное, но закономерное. Это значит, что пытаться их избежать или минимизировать будет не совсем правильной родительской тактикой поведения. Любой возрастной кризис у ребенка (да и у взрослого человека) – это период расширения как потребностей, так и возможностей. И к тому, и к другому необходимо адаптироваться как самому ребенку, так и его родителям.

В случае кризиса переходного возраста (примерно в промежутке от 10 до 15/17 лет) центральной задачей ребенка в развитии является установление идентичности ролей, итогом которого подросток, в идеале, должен научиться гибкости в переключении между разными социальными ролями: с родителями - сына/дочери, с одноклассниками -одноклассник, с учителями - ученик, с друзьями - друга/подруги и т.д., и при этом не запутаться в них.

К тому же, в этом возрасте у подростка растет и количество и качество и обязанностей и прав. Сделаю акцент на том, что часто родители активно прививают подростку понимание о его обязанностях, забывая равноценно принимать тот факт, что с обязанностями у ребенка растет количество его прав.

Т.е., несмотря на то, что кризис и «переходный возраст» идут у ребенка, родителям предстоит освоить определенную гибкость в вопросах взаимодействия со своим взрослеющим ребенком.

Типичные проявления в виде бурных эмоциональных проявлений, колебаний самооценки, перепадов настроения, повышенной агрессивности и плаксивости коснутся всех членов семьи подростка, причем не только с точки зрения наблюдателя, но и их активного «проживателя». Кризис – это кризис. И лучшее, что могут сделать папы и мамы в этом трудном для подростка периоде, это демонстрировать спокойное ровное отношение ко всем проявлениям его поведения, не забывая, что при всей своей «взрослости», ваш подросток – все еще не взрослый, и вам предстоит вести себя с ним по родительски, не забывая, однако, что он все же уже! не ребенок. Лучшее обучение в такой момент – это наглядный пример. Если вы спокойны, искренни в общении с ребенком, готовы ему помочь, не наседая с нравоучениями, то и подросток учится эмоциональному спокойствию и взрослому образу поведения.

Но все мы – просто люди. И неизбежно все эти рекомендации нам иногда не удается соблюсти. «Как тут будешь спокойным, если он как будто специально злит нас изо всех сил!?». Узнаете свои мысли?...

Дело в том, что, во-первых, подросток не делает ЭТО специально, чтобы просто разозлить Вас. Он получает свой жизненный опыт, и учится вести себя как взрослый человек. И естественно, что в ходе такой тренировки он будет делать ошибки. Здесь проблема заключается в эмоциональном состоянии родителей, которые в силу внутренних проблем не способны пережить подростковый кризис своего ребенка.

Во-вторых, такое поведение подростка провоцирует у окружающих желание отстраниться от него или начать атаковать воспитательными мерами. Но ни тот, ни другой варианты не помогут развитию здоровой гармоничной личности ребенка, а только ухудшат общий фон внутри семейного настроения. Многие родители на сеансе у психолога растерянно проговаривают что-то вроде: «Я не поняла, в какой момент времени я из заботливой понимающей мамы превратилась в постоянно кричащего и что-то требующего монстра». Если не хотите застать себя в таком состоянии, то попробуйте акцентировать свое внимание не на внешних проявлениях подросткового кризиса у вашего ребенка, а на понимании того, что перед вами сейчас не враждебный наглый «щенок», выбешивающий вас специально ради своего удовольствия, а ВАШ любимый ребенок, который запутался в себе и не знает, что ему делать. И при этом он ужасно боится обнаружить себя беспомощным.

Если же ситуация вышла за рамки допустимого, и ваше терпение на пределе, или дочь\сын стали неуправляемыми, и их поведение ставит под угрозу их здоровье и будущие перспективы, не бойтесь обратиться за помощью к специалисту. Квалифицированный психолог имеет множество инструментариев помочь в положительном решении большого количества психологических проблем.

Будьте внимательны к своему ребенку и своим эмоциям, когда взаимодействуете с ним. И меняйтесь вместе с ним. Ведь вырастающие дети – это пример того, как человек может расти духовно и меняться в лучшую сторону при гармоничном, наполненном спокойствием и любовью общением.

 

"Какой стиль воспитания в семье является наиболее эффективным?"

Воспитание детей является важнейшей задачей, стоящей перед современной семьей. С ростом объема знаний по воспитанию детей у родителей растет количество вопросов, связанных с особенностями развития детей, потому что все родители стремятся к тому, чтобы их дети выросли и стали счастливыми и успешными людьми.

Стиль семейного воспитания – это установки и взгляды родителей на то, какой способ взаимодействия со своим ребенком они выбирают. Психология выделяет несколько наиболее распространенных: авторитарный, демократический, либеральный, хаотичный, отчужденный и гиперопекающий. Несмотря на пугающие названия большинства из них, каждый содержит в себе как минусы, так и плюсы.

При выборе стиля воспитания родителям следует руководствоваться несколькими факторами: темпераментом и характером ребенка, собственным характером и темпераментом, состоянием психологического климата в семье и адекватностью целей воспитания. Помните, что в первую очередь Вы хотите воспитать счастливого человека, получающего удовольствие от жизни, а не победителя олимпиад по математике, будущего ученого или уважаемого вашими родственниками врача. Поэтому один и тот же рисунок поведения ребенка при разном взгляде родителей и специалистов будет иметь разное значение, и, следовательно, воспитательные меры по отношению к нему, будут иметь разные последствия.

Например, ребенок растет своенравным, и часто ставит в тупик родителей своим поведением. Со стороны уставшей мамы, пришедшей домой с работы и убирающей квартиру, своенравность ребенка покажется раздражающим фактором. В этом случае возрастает вероятность применения со стороны мамы авторитарного стиля: прочитать нотацию упрямому ребенку и отправить заниматься чем-то полезным с ее точки зрения в другую комнату. С другой стороны – своенравность ребенка в разумных количествах – это проявление активной жизненной позиции и умения принимать самостоятельные решения, а это уже ключ к успеху во взрослой жизни. Человек, умеющий отстаивать свои границы вероятнее всего будет намного более успешным, чем «зажатый» и послушный. Из этого единичного примера обыденной жизни видно, что в воспитании решающую роль играет вовсе не стиль воспитания, а эмоциональное состояние и мировоззрение родителей, их представление о правильном и неправильном, рамках дозволенного и недозволенного, понимания того, каким они хотят видеть своего ребенка.